Гыр Сергеевич (evil_gr) wrote,
Гыр Сергеевич
evil_gr

Про снегопад и автомобили

Очень занятно, в связи погодами, которые установились за последнюю неделю на территории Москвы, наблюдать за теми водителями, которые таки рискнули выехать на дороги. Те дураки, которым по неписаным правилам всегда надо давать дорогу, волшебным образом преображаются в добропорядочных участников движения... но это, пожалуй, единственный позитивный момент (за исключением того, что после снегопада образуется огромное количество крайне уютных парковочных мест, куда без полного привода не залезешь), а дальше - сплошные неприятности.
Вообще, последние пару лет я наблюдаю серьезную деградацию потока движения в плане его средней скорости. Йа, будучи вполне допропорядочным автолюбителем, старающимся соблюдать все необходимые правила, никогда не превышаю нештрафуемые +20 км/ч, а чаще всего езжу медленнее (в частности, на двухполосных улицах я, несмотря на знаки, всегда двигаюсь около 50 км/ч, просто чтобы если вдруг шальной пешеход выскочит на зебру, у меня была возможность с этим что-то сделать). С другой стороны, на таких улицах, как Большая Ленинградка, ТТК или Звенигородское шоссе, где к этому располагают все условия и ограничения, я как правило езжу в районе 95 км/ч. Так вот, в последнее время на улицах стало появляться крайне много водителей, которые считают своим долгом ехать, к примеру, в левом ряду ТТК со скоростью 75, а то и все 60 (или 50 на Садовом кольце), что неизбежно провоцирует меня на, к счастью, разрешенный, но достаточно небезопасный маневр опережения справа, что очень меня расстраивает. Особенно это меня расстраивает в том случае, когда "тошнот" начинает точно так же вести себя на автомагистрали М-2 или М-4, усердно попердывая в левом ряду 90, когда как ехать официально разрешено 110, видимость "100 на 100" и дорога сухая.
Но это я про идеальные сферические условия. В снегопад скорости вполне закономерно падают до совсем уже минимальных значений, и вот, на фоне этого мракобесия можно выделить три четкие категории водителей:
- "профессионалы". Четко понимают возможности своего автомобиля, едут осторожно и, по возможности, безопасно. В эту же категорию можно отнести водителей большинства непафосных внедорожников (но не кроссоверов - они даже опаснее, чем традиционные моноприводы), имеющих очевидные преимущества на занесенной снегом дороге и поэтому едущих быстрее потока, на грани со следующей категорией -
- "шумахеры". Куда-то торопятся или просто им гордость не позволяет ехать с потоком. Как правило, дорогие "представительские" или "спортивные" машины и все, кто хочет ими быть, а также "люксовые внедорожники". От первых их отличает полное непонимание физики того, что происходит на дороге и поэтому они имеют склонность к превращению в низко летящий по баллистической траектории неуправляемый снаряд;
- "осторожные". Едут медленно, много пользуются тормозами.
И вот, казалось бы, как вы думаете, кто представляет на заснеженной дороге наибольшую опасность?.. Внезапно, именно что последние :) Ибо их поведение вкупе с коварностью дороги становится абсолютно хаотичным и непредсказуемым. И виновата тут, как ни странно, их маленькая скорость + масса, т.е. импульс. Если двухтонный мерс с неожиданно заглючившей ESP отправится в неуправляемый полет, то по крайней мере можно предсказать его траекторию (которая будет абсолютно прямолинейной до первого препятствия, а потом картина будет разворачиваться строго по законам отражения), равно как и траекторию большого жыпа, попавшего по неосторожности в параллельный снос. А вот если незадачливый владелец маленькой машины неожиданно попадет на льдистую "поганку" или в сугроб - то дальше скорее всего он попытается ударить по тормозам, одновременно выворачивая куда-нибудь руль (ибо рефлексы, тудыть их в качель), в результате чего начнет вертеться волчком или поедет по синусоиде с расходящимся периодом. Виной тому передний привод - увы, при заносе он работает контринтуитивно, а также постепенное увеличение доли "городских" маленьких машин с автоматической коробкой. Да, она проще, но именно зимой в плохих погодных условиях, когда рекомендуется двигаться на пониженных оборотах "внятяг", выполнить это невозможно: коробка тупо переключится на более низкую передачу. Да и притормозить двигателем перед заходом в поворот проблематично. А еще хуже дело обстоит с кроссоверами. Я в принципе этот класс автомобилей считаю очень нехорошим с точки зрения безопасности: на пересеченной местности от них особого толка нет, а на заснеженной дороге могут приключиться совсем страшные вещи. Та самая муфта, которая должна в случае пробуксовки перераспределить момент на вторую ось, включается тогда, когда угодно "умной" электронике. В обычных условиях это позволяет удержать машину на траектории при аквапланировании или на кратковременном препятствии (типа перемета), но если дорога плохая вся и машина уже начала уходить в занос, то резкое перераспределение момента может сыграть злую шутку - поведение автомобиля резко меняется, схема выхода из заноса тоже, поэтому вероятность перехода ситуации в неуправляемую резко возрастает. Вкупе с ложным чувством уверенности "у меня если что врубится полный привод, и он меня спасет" это может быть крайне опасно.

Вот такие наблюдения. Мораль?.. Наверное, то, что сейчас увеличили срок обучения в автошколе - это хорошо. И то, что туда пихнули основы контраварийного вождения - тоже хорошо. А вообще, по такой погоде лучше без крайней надобности за руль не садиться, ибо даже если вы сделаете все правильно, все равно имеется вероятность, что вам в бочину прилетит съехавший с траектории бедняга.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments